ГРАЖДАНСКАЯ
ИНИЦИАТИВА Ò Журнал. Электронная версия Серия публикаций на темы управления
государством и обществом сборник рассказы о МПКБ "Восход" |
|||
|
Это
портретная галерея автора в разные годы. |
||
Автор:
Маленков С.К. Формат *.htm |
Формат WORD97: |
||
УДК 821 {ББК 84 (2Рос=Рус)6-44} М 18 |
Формат А4 |
Формат А5 |
|
Попытка
создания микроэлектроники и др. элементов приборов 1. Плату -
в микросхему \ 2. сменные панели \ Это продолжение рассказа о моей
реализованной идее унифицированных редукторов и приборов. Там я упомянул,
как для унификации электронных плат унифицировал и плотно
"упаковал" сначала корпуса приборов ИВСП-П и ИВСП-Ц для
"Бурана" и их редуктора. Для большинства электронщиков такая версия
не характерна. Они делают электронный элемент как таковой и мало думают о
неудобствах и проблемах другого конструктора и конечного пользователя. А зря. Электронщикам известен способ представления
блок-схемами. Но они не спешат сделать каждый блок - микросхемой.
Я уже давно увидел создание отдельных блоков микросхемами - усилители,
выпрямители, детекторы... Упомянул уже, что к Олимпиаде -80 выпустили даже
радиоприёмники в виде значка и наушника. Были ещё радио-брелки,
но они неудобны в слушании (негромки, далеки от уха), а мощность их мала. Вот,
если бы сделали радио-серьгу! Ан, не догадались! И меня не спросили.
Кто их выпустил, я не запомнил. И была у них должная маркировка? Они быстро
исчезли. Может, это была контрабанда, китайский или др. контрафакт
(подделки)? Нам тогда о таком бизнесе не трубили в СМИ. У кого-то был просто
значок, у кого-то с радио, у кого-то простой брелок, а у кого-то с радио, а у
кого-то - и с незаметно встроенным микрофончиком...
И ими обменивались... С олимпийскими гостями бурно обменивались сувенирами.
Никто не помнил, от кого что получил. Но кто давал, мог понимать. кому и что
даёт. Куда разлетелись эти игрушки, и сколько их попали к людям из
"закрытых" организаций? Сколько через них было чего услышано? На наших проходных тогда не было ни
металлоискателей, ни детекторов проносимой электроники. Подарив нам честь
олимпиады и попытку нажиться на сувенирах, капиталисты нажились в те дни
чем-то более для них существенным... Я дежурил среди "дружинников" на
Олимпиаде, видел, как голова кругом шла у чекистов от обмена брелками и
значками "с начинкой". Многие туристы снимали не красоты Москвы, а
её таблички, проходные, заборы, окна, дворы, антенны... Обычных граждан это
не интересовало. Мы мало знали, чем интересным богата наша столица. На рынке переносных транзисторных приёмников эти
опыты не отразились. Как шло старьё, так пошло и дальше. А в КБ был всё же создан участок напыления, где
в одну микросхему могли загнать целый функционал прибора. День
рождения участка мне знать было не положено. Идея родилась ранее получения темы
"Бурана". Её я хотел реализовать к другим приборам Марка, лучше
которых я тогда и не знал. Один прибор Марка был - для ТУ-144. А лучше и
знаменитей ТУ-144 тогда в СССР не было. Но "загорелась" идея
партизанской минимизации электроники в моём мозгу с получением мной
самостоятельности разработки прибора к ЯК-42. Надо чётко помнить мизерность возможностей
начинающего конструктора, и к тому же - малолюбимого начальниками. Прибор к ЯК-42 так был уже нагружен афёрами, что я мог
получить и нервный срыв без получения к нему внеплановых микросхем. Стоял
"на якоре" весь Аэрофлот, ожидая прибор к рекордной точности полётов. К теме Як-42 почти параллельно чуть позже (и так
же скандально) пошло ТЗ на "Буран". Все ведущие конструктора от
"Бурана" отказались, как от неисполнимого. Как ранее
они отказались от прибора на ЯК-42. Я, безродный, безблатный и
бездолжностной, повторил вызов - попросил приборы "Бурана" себе.
Повторил так же, что не могли отказать[1]. И получил! И ни одна из этих тем (ЯК-42 и
"Буран") не позволяла "вольностей". Нормальному конструктору ни одна из задуманных
мной афёр и в голову бы не пришла. Электроника к приборам "Бурана"
родилась, как и положено, позже механики. Мне повезло. Всё разлеглось в 4 равные платы для
трёх из 4-х приборов комплекта. 4-й прибор стал самым муторным и физически
тяжёлым, громоздким в механике. Все 4 платы прибора для "Бурана" можно
было загнать в одну микросхему, что укоротило бы прибор вдвое. И даже, если
бы в микросхему превратили каждую печатную плату отдельно. Это повысило бы вибростойкость и
ударостойкость прибора в несколько раз и приборной доски вцелом Я не мог выйти со своими предложениями ни к кому
выше начальника отдела, но с учётом наглости - не выше своего директора. А, если бы сами напылили преобразователь угла
поворота вала в цифровой код, который из-за громоздкости был больным
местом приборов, то прибор мог бы сжаться по длине в 3 раза. Но это была самая неисполнимая мечта, т.к. тему
преобразователя вёл лично начальник моего отдела, чертил преобразователь другой конструктор, без
моей смелости задумок. И начальник отдела не допустил бы улучшения его преобразователя[2]. Там было заложено много покупных светодиодных
элементов, которые сваливали
риски и ответственность на их
производителя. Взять ответственность на себя невыгодно было ни ему
самому, ни начальству КБ. Собственно, в электронике печатных плат была та
же "идеология". Всё - на покупных элементах. И, если всё загонять в микросхему, то выгодно
было бы делать всё у
чужих (и переложить ответственность),
но ведь это сразу вело бы к нескольким годам согласования,
к невозможности что-то оперативно менять! Собственно, именно обойти согласования (и
ускорить внедрения и изменения) я и пытался. Всего-то. Ведь мне это уже
удавалось! А
таких приборов было по 3 перед каждым из 2-х космонавтов. И ещё только по
одному прибору - работы были сложнее, т.к. главный габарит задавала механика.
До него "руки не дошли бы". Его доделывали бы потом. Но и 6
приборов в "Буране" стоили внимания. И у них был ещё
большой блок общей электроники, который делал другой отдел. Там я
"почудить" уже не мог. "Буран" мог и должен был стать
всепогодным и автоматически управляемым. Но нас торопили... На отладку
напыляемой электроники времени не было. От многих совершенств и усовершенствований вынудили отказаться. А до меня ведь вообще от приборов для "Бурана" отказались все ведущие конструктора и инженеры КБ. Техническое Задание (ТЗ) они считали не исполнимым. Ознакомление меня с ним было невозможным, - я был начинающим инженером. Но у ознакомленных я выспрашивал части задания[3], и по результатам расспросов начертил проект для трёх проборов из комплекта, когда его никто не делал, а мне его не поручали. Для КГБ, "1 отдела" это было серийным преступлением. Будь такая утечка для разведчика (предателя), мы проиграли бы этот взлёт американцам. Это был скандал, но меня оставили и на воле, и "в теме", и оставили автором проекта. Этот выбор позволял сдвинуть тему к внедрению. Предварительными чертежами и расчётами я убедил Марка в исполнимости механики проекта, он согласился стать ведущим темы, которая и ему была почётна. У КБ не было выбора, не было никого иного для исполнения отверженной темы. Для меня это был праздник всей жизни. Это было сильнее прибора для ТУ-144, перспективнее рекордного проекта для ЯК-42. А мне было этого мало. Мне хотелось ещё вложить в него многие свои улучшения, которые запретили внедрять в другие приборы. Захотеть внедрять запрещённое - мог только сумасшедший. Да ещё после случайного счастливого назначения разработчиком приборов в такой редкой теме. Сел на редкого конька, так береги его, а не грузи до хромоты. Если бы я чуть раньше не изобрёл способ готовить комплект чертежей переделанного прибора каждые 1-2 недели, проект бы рухнул. Существовал документ, разрешавший каждое изменение готовить 1,5 года, даже при возможности делать быстрее. Это помогало сосать бюджет, делая ещё что-то, где сил (и времени, и денег) - не хватало. Отказаться от такой сытной халявы мог только дурак. Я отказался. КБ не много проиграло. Деньги с темы воровали без согласования со мной. Но создать тему напыления микросхем вместо печатных плат - мне не позволили. Начальник участка напыления микросхем не захотел попытаться даже разработать макет, опытный образец, который можно было отдать иной фирме для желаемого переклада ответственности при неудачах и спорах. В случае острых переделок - их можно было делать в КБ, потом тоже перебрасывать подрядчику. Электросхему прибора и плат ему официально не давали. И за её обработку без заказа можно было поплатиться. А потом вдруг полетит именно твоя переделка, вдруг авария, неудача в программе полёта, и ответственность - на тебе, на КБ? Рисковать никто не хотел. Как я жалел, что у меня не было связей с однокурсниками с факультета электроники! При окончании МАТИ сбор таких связей казался не нужным[4], и он мог привлечь внимание спецслужб. Уж очень разные работы и пути нас ждали. У радистов-однокурсников наверняка были сведения и возможности сделать желаемую мной микросхему! Среди них нужен был бы хоть один с желанием и смелостью помочь мне. Гений-отличник Аркадий Сержантов жил со мной в одной комнате. Мог он хотя бы придумать выход для меня? Да и другие знакомцы по этажу общежития были перспективными, увлечёнными. "Буран" и Аэрофлот стали бы другими! Двое однокурсников были связаны с МИД. Они навряд ли рискнули бы карьерой. Остальные мои знакомые хорошо дружили с ними в студенчестве. А как это могло отразиться на характерах и карьерах? В "левом" подшипнике к ПЗВЭ2 не было риска потери какого-либо секрета. 2 кольца и 5 шариков. Сидеть за "левак" для какого-то (не личного) самолёта было б обидно. Личные "жигули" и то были недосягаемой мечтой. Изготовители "левого" стекла делали там же и его аналог. Кроме нарушения сроков согласования и нелегального изготовления трудно инкриминировать что-то серьёзное, на секреты мы не покушалась. По части приборных плат управления
редуктором типовой "следящей системы" невозможно составить схему
управления "Бураном". По "навесному" монтажу легко
прикинуть вид и размер микросхемы. Но нужно будет согласовать рабочие токи и
напряжения. Не бог весть - какие секреты. Работы, правда, - сложнее напыления
слоёв покрытия на стекло. Могут понадобиться подгонки-переделки. А главное
для меня было определить - согласятся ли "не
тянуть резину" и деньги? Я пытался сам спровоцировать заказ на соседних фирмах. Примкнуть к "Бурану" (и деньгам) могли бы захотеть многие из не приглашённых "сверху" (через министерства). Нарушать министерский "список посвящённых" было опасно, глупо. Разве ты не дорожишь свалившимся счастьем работы? Специально завёл знакомства. Как и в истории с подшипником или стёклами для ССВЭ-2 - мне шли навстречу совершенно чужие люди, нарушая правила и запреты КГБ и директоров. Это было чудо. Они понимали, что я спасаю госзаказ, а не делаю что-то для себя. Но им-то зачем такие риски? Но все мои попытки в отношении "самодельных" микросхем - выследили и пресекли. Секретность ставили выше выгоды. Но меня и тут, пойманного на новой попытке криминала, не наказали. "Буран" взлетел всепогодным, но тяжёлым, электронно-громоздким и несовершенным. Он сел 15 ноября 88 года в автоматическом режиме с отклонением от оси посадочной полосы всего на 1 метр. Все задачи выполнены, кроме совершенства электроники. Но всю авиацию делать несовершенной по его образцу - было нельзя. "Перестройка" 80-х начала разрушать авиапром и страну. Денег на повтор эксперимента с изменённой электроникой - не было. Аэрофлот не стал всепогодным... Тема стала умирающей, неперспективной. И я ушёл из КБ в декабре 89-го на должность главного конструктора (МЗТМ). Такую возможность нельзя было терять ради работы, где тебя подавляли. Эта удача была больше, чем у Марка, который ушёл на должность "ведущего". А в 90-х нас ещё не раз предали и начали грабёж приватизацией. Но несколько лет в 80-х я был одержим возможностями внедрения своих идей. А ведь можно было желанные мне (и хорошему
исполнению идеи всепогодности Бурана) микросхемы делать "второй
волной", впрок, параллельно, спасая идею всепогодного и автоматического
управления полётом. Делать
её пусть не самому "Бурану"[5], а его дублёрам[6], наследникам в Аэрофлоте. Тогда денег
"на теме" было много. Но их начали раскидывать на другие заказы...
Своя рубашка ближе, чем весь Аэрофлот?... Так успеху отрасли и страны помешал эгоизм
десятка начальничков. Я был возмущён: к Одимпиаде-80 были выпущены
радиоприёмники в размер значка и наушника (не нашим КБ, но всё же). На
безделушки денег и внимания страны хватило. А на совершенную электронику для
"Бурана" - нет. Студентам и инженерам будущего советую меньше
думать о карьере и иной личной выгоде, больше делать пользы народу и стране,
миру. Моя идея не кончалась "Бураном", хотя
внедрять в темах других "ведущих" и начальникам послушных
малоинициативных конструкторов было практически не возможно. Переводя схемы
печатных плат в микросхемы, можно было электронику приборов избавить от "сопровождающих"
электронных блоков, мест их установки и связывающих жгутов. Выгода была бы огромной. Участок напыления микросхем в КБ работал слабо. Те, что предполагали электронику на печатных
платах - основой будущих десятилетий, не верили в быстрое отставание такой
технологии на фоне микроэлектроники. Но у меня в кармане был зеленоградский калькулятор с мозгами лучшими, чем у больших
ЭВМ. Я уже подал предложения создать ЭВМ на электронике
без электромеханики. И кто-то отверг его, как преждевременное.
Через 10 лет это станет бедой, а пока Буран мог взлететь и без этого... Меня неожиданно поддержал один из электронщиков
отдела - Владимир Зимарин. Он сделал компактные (но пока
"печатные") платы для моего прибора ПЗВЭ-2 для Як-42, для их версий метрового и футового
диапазона. Обещав вне плана и задания спаять аналогичные платы для
несуществующих пока проектов, чтобы в данных габаритах сделать серию разных
по функциям прибором. Ему хотелось попробовать и пару вариометр-высотомер, но
они были в брошенной мною бригаде Барсукова. А Барсук не любил риски. .Я вдруг стал отстающим, т. к при своей загрузке
не мог быстро сделать варианты редукторов и лицевых частей. Но на фоне работ по улучшению многих других лицевых частей, по унификации других элементов приборов, я сделал макеты быстро
сменяемых лицевых частей, крепление плат не припаиваемым, а пристыковываемым
жгутом. Нас с Володей Зимариным не сразу согласился
принять Зам. Главного Конструктора Белотелов В.П. Мы могли бы стать не только
родоначальниками своих приборов со сменными панелями, но и производить
комплекты лицевых частей с подсветкой шкал для чужих приборов изготовителей,
не имеющих участков испытания и настройки светотехники. В КБ не любили
снабжать других. Когда награждали основных исполнителей, помощников всегда
обходили вниманием. ВПБ[7] поудивлялся, похвалил, но - оставил ждать
похожего заказа. Права на инициативные работы не было или его никто не хотел? Начальники даже делали вид, что устали от моих
инициатив, что я лишаю их покоя, излишне "гружу"... Но и они меня
грузить "выше крыши" (или "ниже ватерлинии"?) не
стеснялись! Унифицированная "лицевая часть" и кожух, корпусные
детали редуктора (и литейных форм) - вело к снижению общей цены.
А это злило начальство, т.к. они хотели "по теме" снять больше
денег из казны. Лицевая панель приборов ПЗВЭ-2 для Як-42 де факто
осталась сменяемой без отпайки. Рядом с серией моих внедрений для ПЗВЭ-2 и
"Бурана" остальные расстройства от невнедрения быстро забывались.
эпопея забот от ПЗВЭ-2 быстро сменились волной проблем по "Бурану".
Если бы не моя политика расчёта-предсказания проблем и из опережающего
устранения, то от сложения проблем я бы задохнулся. А так - круг забот рос, а
круг проблем сужался. Главным всё же оставались удовольствия от внедрённого. Начальство интуитивно поняло мою тактику
диверсий внедрения несанкционированных доработок: в производстве КБ и в
производстве серийного предприятия УППО проблемы резко пошли на спад. Мне
стали пихать на сопровождение и доработки чужие приборы и блоки, якобы
временно. закрепляя их за мной до завершения всех моих доработок, в которых
меня уже не ограничивали. Меняй, что хочешь. К концу 80-х на
мне висело уже 34 прибора в 54 вариантах исполнения.
Если принять известную норму для "ведущего" - 3 прибора, то я заменял в КБ 11
"ведущих", будучи не
допускаемым к чести такого титула. Навряд ли стране так надо
относиться к инициативным людям. К 89 году все инициативы
мне заблокировали. Стало противно работать. Осенью 89 г. мне предложили место
Главного Конструктора, и мне на фоне угасания моих тем не было смысла
отказываться. Вдогонку мне заплатили отказом на перевод, что вело к потере
льгот на отпуск и др., не дали характеристику "треугольника"
(парткома, профкома и администрации). Мне ещё только полгода дали повнедрять
инициативы на МЗТМ. Только 3 года - в МосСовете. Остальная жизнь переполнена
сожалениями. Обратите
внимание: я её публикую в сети с февраля 98 года. Мои предложения по
унификации известны на МПКБ "Восход" с 1977 года, активно
проводились с 1981 по 89 г.. Претендую на помощь в регистрации
авторства идей, в признании достижений и на внесение в Книги Рекордов
игнорирования инициатив граждан. ã Маленков Семён Кузьмич Ò, 1977, 1981, 1997, 2002,
2007, 2012 |
История
унифицированных редукторов и приборов: 1. Бунт исполнителя \ 2. Диверсант \ 3. Олимпийская диверсия \ 4. Запрещённые улучшения
редукторов \ 5. Непредусмотренные расчёты
\ 6. Буря перед Бураном \ 7. Потеря Марка \ 8. Борьба за литьё \
9. Борьба за профнавыки \ 10. Получение цеха \ 11. Второй суперредуктор
\ 12. Единое "лицо" \\ Попытка
создания микроэлектроники др. элементов приборов: 1. Плату - в микросхему \ 2. сменные панели \\
оперотряд
\ из истории \ стимулы \ всеобуч
\\ Переход к Полной (развёрнутой) концепции создания государства
\\ Концепция правовых электронных библиотек и архивов
\ Переход к Безумным проектам 20 века \ Мои подземные коридоры \ Моя БронеСтена \ Подземный троллейбус \ Золотые кладовые строгинских песков \ Метро: целое и частности \ к статье "Новый взгляд на государство" \\ к статье "С чего начинается Родина?" \ "Призраки из Европы" \ "Детский взгляд на болезнь большевизма"
\ К сборнику "Вечные студенты" \ Вопросы
"непрерывного образования" в работе "Вечные студенты" и "Правовые вопросы корпоративных отношений в сфере туристского
образования" \\ "Из моего словаря
новаций": 1.
Всеобуч \ Семейная школа \ Самообразование – основной профнавык \ ООО Родительское Собрание \ 2. "Дошкольная" школа \ Схема человека и саморегулировки общества
\ 3. "Начальная" школа
\ Кубики знаний \ Мозаика гражданина \ |
Изучи метод раскрутки свыше 1
миллиона посетителей \\ тут раскрутка до 1 млн.
посетителей
ã
Фонд гражданских инициатив Ò,
МО
МОИП, 1993-2012
ã
Маленков С.К.,
член международного Союза славянских журналистов
Здесь Вы можете выбрать код наших банеров и текстовых ссылок из
расширенного списка
и поставить его на Ваш сайт (тут - автообмен ссылками) \\ Раскрутись сверх Миллиарда (!) посетителей!
Наш адрес: 123458, Москва,
ул. Твардовского 13-2-169, тел. (495) 758-2050 \ 8-926-294-00-31 \
Skype:
uniqum53
, uniqum-star
E-mail: fogrin@rambler.ru
Предупреждение: Почтовые
адреса даются только для переписки на темы сайта и его публикаций.
Использование адресов
электронной и обычной почты для рассылки рекламного или иного информационного
мусора будет наказываться.
Обновление:
02-08-2012fog
[1] Сначала выудил секреты Задания. Потом начертил его возможную компоновку и конструкцию. Поэтому уже должен
был бы быть включён в группу 2посвящённых".
[2] Он, как и я сам планировал последовательность проводимых им улучшений. Но мои внедрения не оплачивались,
а начальник мимо денег себя провести не мог.
[3] Что было преступлением как для спрашивающего о секрете, так и для выбалтывающего.
[4] Наши профессии казались "не пересекаемыми".
[5] "Буран" прекрасно сел в автоматическом режиме в плохую погоду.
[6] Спустя много лет объявили, что "Буранов" изготовили 6 шт. Хоть один из них мог бы быть испытан с изменённой
электроникой.
[7] Моя дразнилка, похожая на ВКП(б). Можно ведь звать и БВП.